Каракули
годовалого крохи, симпатичные головастики трехлетки или красивые рыцари
и принцессы третьеклашки – все это настоящие шедевры. Но, главное,
каждый рисунок – портрет самого художника. Присмотритесь. Возможно, вы
узнаете что-то новое о собственном ребенке
Малыши
обожают рисовать! Для них это не просто приятное занятие или
специальный урок в садике и школе. Это гораздо больше. Ребенок,
сосредоточенно выводящий на альбомном листе замысловатые фигуры, линии
и кружочки, создает целую вселенную, которая охватывает весь его
богатый внутренний и внешний мир. Где-то в уголке прячутся ночные
страхи, в центре распускается цветок радости, а грусть растворяется в
большой луже после дождя. Через творчество ребенок учится выражать себя
и свои переживания. Оно помогает выявить и осознать многие приятные или
неприятные события. Рисуя, кроха становится свободным, проявляет
глубинные чувства, воплощает мечты, а иной раз даже борется с
серьезными, далеко не детскими проблемами...
Картины
маленьких художников прячут много тайн. Хочешь их раскрыть? Это тебе
под силу! Недостаток опыта компенсируется родительской любовью.
Главное, будь осторожна в оценках, бесконечно терпелива и постарайся не
утратить умения просто наслаждаться каждым произведением своего ребенка.
Возьмите в руку карандаш...
Успех
творчества малыша во многом зависит от папы и мамы. Чем раньше он
познакомится с кистью, красками, карандашами, тем быстрее можно будет
увидеть, как он талантлив. Предложи 8-месячному крохе порисовать
губкой, пальчиками или всей ладошкой. Пусть пошлепает по белоснежной
бумаге. Правда, получается здорово? А посмотри на маленького. Ему очень
нравится! Он радостно пищит в процессе рисования или внимательно
рассматривает свой шедевр, думая о чем-то важном… Отличная идея –
использовать пальчиковые краски. Отпечатки ладошек превращаются в
пестрых бабочек. Согласись, после этого совсем не жалко испачканного
стола и штанишек в разноцветных пятнах, а новые обои с
красно-зелено-синими отметинами и разводами кажутся даже эффектней.
Как
только ребенок обратил внимание на оставленный кисточкой (карандашом,
губкой, фломастером) след, начинается творчество! Радуйся и восхищайся
– ты присутствуешь на церемонии посвящения в художники! Помогай
ребенку, знакомь его с разными способами изображения: две параллельные
линии – дорога, круг (или почти круг) – солнышко, мяч, лужа, тучка;
много штрихов – дождь, трава… Придумывай сказки, озвучивай и обыгрывай
нарисованное: зайка скачет по дорожке, светит солнышко, но тут приплыла
тучка и начался дождь – кап, кап, кап… Обязательно показывай, как тебе
интересно, хвали и поощряй кроху. И конечно же, участвуй в общем деле!
Рисуй вместе с малышом, только на отдельном листе. Подражая тебе, он
быстрее всему научится.
Ой, кто это?
Как
только ребенок обнаруживает, что его закорючки и каракули похожи на
что-то из реального мира (это происходит в 2,5-3 года), он начинает
рисовать человека. Ты, правда, очень удивишься, когда малыш сообщит,
что каляки-маляки на весь лист – это мама. Постарайся различить свои
черты среди хаоса линий и поблагодари малютку. Здорово, что первой он
изобразил тебя, пусть с ушами на макушке и без шеи. Зато у тебя длинные
руки (чтоб обнимать любимого сыночка или дочку). Скоро ты будешь
безошибочно угадывать, где твой портрет, а где красуется папин гордый
лик. Но прежде маленький художник пройдет несколько стадий развития.
СТАДИЯ КРУГА Непрерывные
спирали, которые с увлечением рисует 2-3-летний кроха, неожиданно
превращаются в круг. Это очень важное событие в развитии ребенка. Малыш
начинает осознавать: он может изобразить то, что видит. В его мире
столько окружностей! Даже лицо любимой мамочки. Ребенок учится понимать
людей через их мимику: добрая улыбка, ласковый взгляд, веселые морщинки
вокруг глаз или нахмуренный лоб.
СТАДИЯ ГОЛОВОНОГОВ Подобно
настоящему художнику, 3-4-летний карапуз уже задумывается о деталях и
наделяет человека руками и ногами, чуть позже – глазками и ротиком.
Если перестараться с количеством ног, такой человечек легко
превращается в солнышко. Поэтому в этот период на картинах часто
появляется небесное светило.
СТАДИЯ НАСТОЯЩИХ ЧЕЛОВЕЧКОВ Малышу
уже 5 лет! В это время дети начинают осознавать важность тела. И
симпатичные головоноги перестают существовать. На смену им приходят не
менее очаровательные карапузики с большими головами (в представлении
малыша она все еще остается самой существенной частью тела). Ты узнала
себя среди портретов домашней галереи? Это тот человечек, у которого
самый большой животик? Вывод один – пора посетить фитнес-клуб.
Но
главное, не забывай: каждый ребенок уникален. Если твой малыш в четыре
года с упоением рисует головастиков, а его друг из детского садика уже
освоил карапузов, не расстраивайся. У него может быть индивидуальная
программа обучения и свои предпочтения. Уважай его выбор.
Учимся читать с листа
Заглянув
в микрокосм, созданный малышом на обычном альбомном листе, ты
познакомишься с удивительными фантазиями и грезами ребенка, узнаешь о
его желаниях и мечтах, столкнешься лицом к лицу со страхами, волнениями
и вдохновишься его радостями. А еще – увидишь там себя и всю вашу
семью. Не исключено, что после этого ты станешь лучше разбираться в
домашних проблемах. Но не превращай интерес к произведениям малютки в
непрерывный анализ. Научись видеть в рисовании и просто творчество. Для
любого ребенка важно что-то создавать: лепить из пластилина и глины,
рисовать на асфальте. Изображая свои фантазии, он развивается. Старайся
не вмешиваться слишком активно в этот процесс.
Рисованию,
конечно же, нужно учить (как держать кисть, накладывать штрихи,
смешивать краски и разбрызгивать их по холсту, чертить ровные линии и
выписывать восьмерки), но нельзя навязывать способ изображения и
собственное видение мира (розово-красная зебра, парящая в небесах, тоже
имеет право на существование).
Изобразительное
искусство – хорошая замена лекарствам. Дети чувствуют это интуитивно. С
его помощью малыш способен компенсировать нехватку жизненной энергии
или снять нервное напряжение. Психологи называют подобную методику
арт-терапией.
Цвет
оказывает мощный оздоровительный эффект. Когда у малютки высокая
температура, пусть рисует холодными красками (синяя, голубая). Если же
он переохладился, – теплыми (красная, желтая, оранжевая).
Разгадай, кто я такой
Работы
маленького художника – проекция его внутреннего мира на бумагу. Через
образы на картинке ребенок рассказывает, какой он на самом деле, что
чувствует, каким себя видит. Стеснительный, нерешительный малыш часто
рисует себя крохотным, с неустойчивыми ножками, иногда даже без ручек.
Уверенный и смелый – большим и смеющимся. Дети часто представляют себя
в образе животного, растения или даже предмета. Твой сын рисует себя в
виде веселого оранжевого львенка? Замечательно! Это значит, что у него достаточно высокая самооценка.
Это все – моя семья!
Рисунок
– это представление ребенка о действительности. Для малютки весь мир
сосредоточен в его близком окружении. Поэтому члены семьи чаще всего
будут отображены в детских работах.
Если
картинка пугающе черная, не спеши с серьезными выводами. Сначала
обсудите ее. Все может объясняться до смешного просто. Малыш
растолкует, что это – поле. Совсем как в деревне у деда, только что
вспаханное. Красные небо, домик, кот Васька и даже любимый папа могли
такими получиться лишь потому, что фломастер этого цвета оказался у
художника под рукой.
Для
мамы и папы важно всегда чувствовать, что происходит с ребенком.
Рисунок, поделка или аппликация – всего лишь подсказка или
подтверждение ощущений родителей. Выраженные в них чувства, сомнения,
надежды может увидеть и понять только любящее сердце. Доверяйте ему!
Вот и вышел человечек
Стадия круга
Эксперимент с непрерывной линией закончился удачно. Мама, внимание, скоро ты узнаешь себя!
Стадия головоногов
Это для тебя кружочки и карлючки не похожи на папу. Малышу все ясно в его рисунке. Попроси, пусть он расскажет, кого изобразил.
Стадия настоящих человечков
У фигурок недостает деталей? Кроха предпочитает минимализм!
Оксана Шевченко
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Правила хорошего теста
Елена Цыбулько, психолог
Для
профессионального исследования требуется соблюдение многих условий,
серьезный подход и опыт. Интерпретация не может сводиться к простому
толкованию символов и образов. А при домашнем тестировании результаты
анализа часто искажаются, так как маме трудно избежать субъективности в
оценках. Постарайся максимально абстрагироваться от своих эмоций. И не
забывай, что ребенок – индивидуальность и не должен соответствовать
шаблонам. Рисунок – отражение его внутреннего мира. Если хочешь, чтобы тебя туда допускали, будь деликатной.
|