Давай поиграем!
Как непросто иногда бывает с годовалым малышом! Он уже бодрствует большую часть дня, но при этом не может еще играть самостоятельно, долго концентрировать внимание на чем-то одном. А еще наступает сложный период, который психологи обозначают кризисом первого года (как смеются многие мамы, плавно переходящим в кризис двух, трех лет и далее со всеми остановками). Малыш может быть нетерпеливым, упрямым, слишком капризным и обидчивым, порой даже агрессивным. И маме нужно иметь ангельское терпение, чтобы отвлекать и развлекать кроху. Поэтому игры и забавы с малышом становятся очень актуальными. Вот несколько идей, которые, возможно, помогут вам и вашему малышу провести день с пользой, удовольствием и в хорошем расположении духа.
Прятки
Это игра всех времен и народов, и хороша она тем, что ее можно разнообразить бесконечное множество раз! Вы можете закрывать руками свое лицо или личико ребенка. Использовать большой платок, накидывая его на себя, а потом на малыша. Прятаться за дверь или за шкаф, и потом выглядывать оттуда с радостными возгласами. Когда малыш немного подрастет, прячьте игрушки под одеяло или под стол, под диван – а он пусть ищет. Потом он научится прятать предметы, а вы будете искать. А еще попробуйте нарисовать фломастером на большом пальце руки смешную рожицу и прятать его в кулак – то-то будет весело!
Веселые прищепки
Этот почти уже вышедший из обихода предмет отлично подходит для игр. Возьмите большую банку с широким горлом, или же коробку. Покажите малышу, как можно прикреплять прищепки к краям, пусть учится делать это самостоятельно. А потом вместе начинайте бросать прищепки в банку или коробку – и шумно, и весело!
Водные просторы
Дети обожают играть с водой. Возьмите большую миску и сито. Налейте в миску воды и накидайте туда разные предметы, все, что попадется под руку – веточки, мелкие игрушки, кусочки бумаги, пробки. Покажите ребенку, как вылавливать ситом предметы из воды. Только не забудьте подстелить большой кусок полиэтилена или чего-нибудь непромокаемого, чтобы потом легко было убрать следы «шторма».
Шуршащий мешочек
Вам понадобится небольшой тканевый мешок, лучше всего яркого цвета. Внутрь кладем шуршащую бумагу или целлофан. Малыш с удовольствием теребит такой мешок, извлекая понравившиеся звуки.
Несколько небольших мешочков, наполненных разными крупами, шуршалками, звенелками, можно повесить в ряд вдоль бортика кроватки и ребенок будет их с удовольствием изучать. Только убедитесь, что содержимое не просыплется. Мешок нужно надежно зашить.
А ну-ка разверни!
Заверните несколько небольших игрушек в мягкую бумагу или фольгу. Возьмите одну завернутую игрушку и покажите крохе, как нужно ее разворачивать. А теперь пусть малыш сам попробует развернуть оставшиеся игрушки, а когда у него все получится, поиграйте с ними!
Какой я?
Малыши обожают изучать свои руки и ноги, поэтому им очень нравится эта игра. Возьмите старую пару детских носков и вырежьте в них пять дырок для пальцев. Украсьте носок лоскутами различных очертаний очень ярких цветов (используйте безвредные материалы или маркеры) или забавными рисунками и рожицами. Наденьте носок на руку ребенка, чтобы он мог рассматривать его, разговаривать с ним и радоваться.
Попробуй разорви!
Детишки этого возраста любят рвать на части разные предметы. Конечно, книжки рвать нехорошо, но ведь в доме наверняка найдется множество старых журналов, оберточная бумага, фольга. Каждый из перечисленных видов бумаги рвать очень интересно – занятие сопровождается разными звуками. Кроме того, все виды отличаются на ощупь. Покажите ребенку, как разрывать бумагу и бросать ее в коробку.
Вернуть беглеца!
Наступает момент, когда малыш начинает выбрасывать игрушки из кроватки или манежа, и не потому, что хочет подразнить маму, а просто его забавит такая игра. Но, конечно, поднимать игрушку в сотый раз и отдавать ее малышу – не у каждой мамы терпения хватит! Не беда – крепко обвяжите ленточками или веревочками несколько игрушек. Другой конец каждой веревки прикрепите, например, к высокому стульчику малыша или к манежу. Тогда, бросая игрушку, он скоро сообразит, как можно быстро заполучить ее назад – просто подтянув к себе за веревочку.
Книжка про нас
Многие годовалые малыши уже произносят несколько слов, а понимают гораздо больше. Выберите несколько любимых слов своего чада и подберите к ним соответствующие картинки – фотографию мамы, папы, бабушки, машины, собачки и т. п. Наклейте эти картинки на отдельные листы бумаги и сделайте «книжку-словарик», крепко соединив листы. Или же поместите фотографии в небольшой альбом и сделайте подписи к ним. Малыш будет рассматривать такую «книжку» с огромным удовольствием!
«Пальчики разговаривают»
Если вы в дороге или ждете своей очереди в поликлинике, а под рукой нет игрушек или книжек, не беда. Чтобы не скучать, возьмите ручку и нарисуйте на подушечках своих пальцев забавные рожицы. Двигайте пальцами вперед и назад, делая вид, что ваши «куколки» беседуют, изменяя при этом интонации и тембр голоса. Вы доставите малышу большое удовольствие. «Куколки» могут петь веселые песенки, рассказывать малышу сказки, приглашать его поиграть – вы и не заметите, как быстро пролетит время!
Цветное настроение
Выберите игрушку какого-нибудь цвета и положите ее перед малышом или дайте ему ее в руки. Найдите один или два предмета того же цвета, что и игрушка. Поговорите о том, что вы обнаружили, например: «Эта голубая тарелка того же цвета, что и твой голубой мячик» или «Наш стол такой же коричневый, как и твой любимый мишка». Можно видоизменить эту игру: взяв большую корзину и прогуливаясь с ней по комнате, собирать в нее игрушки и другие предметы одного и того же цвета.
Путешествуем!
Расстелите плед или большое полотенце на полу. Посадите на него малыша. Теперь очень медленно и осторожно тяните полотенце вместе с ребенком по полу. Объясните ему, что он отправился в путешествие. Если вы решите, что он путешествует на автомобиле, издавайте соответствующие звуки, если на самолете, подражайте звуку летящего самолета. Если же вы выберете поезд, то приговаривайте: «Чу-чу, чу-чу». Даже если ваш малыш пока еще не очень понимает, о каком средстве передвижения идет речь, он тем не менее с радостью будет повторять эти звуки. Вы можете по ходу дела показывать крохе картинки со всеми этими средствами передвижения или даже игрушки, если они есть у вас в доме. Эта игра учит малыша держать равновесие, подражать, расширяет его кругозор.
Раз, два, три – толкаем!
Годовалые малыши любят толкать разные вещи. Им нравится наблюдать за движением и осознавать, что это именно они заставляют предмет двигаться. Игры, связанные с толканием предметов, отлично развивают координацию движений и уверенность в себе.
Выберите несколько нетяжелых предметов, которые можно толкать, — игрушечную коляску, машинку на колесах и т. п. Произнеся «раз, два, три, толкаем», толкайте одну из игрушек вперед. Продолжайте считать и предлагайте малышу помочь вам.
Ку-ку!
В днище бумажного стаканчика проделайте отверстие и вставьте туда соломинку с приклеенным с одного края кружочком картона, на котором нарисована веселая физиономия. Покажите эту игрушку своему малышу, научите его двигать соломинку так, чтобы рожица то пряталась, то появлялась.
«Ласковые» уроки
Очень важно развивать способность малыша к заботе и любви. И делать это, конечно же, проще всего в игре. Выберите вместе с крохой парочку его любимых мягких игрушек. Возьмите одну из них на руки и покачайте, говоря ласковые слова типа «С тобой так весело играть», или «Мне так нравится твоя шелковистая шерстка», или «Я так люблю обнимать тебя». Теперь то же самое проделайте с малышом. Потом пусть он берет игрушки, качает их и ласкает.
Весело и грустно
Возьмите две деревянные ложки. На одной из них нарисуйте фломастерами веселую мордочку, а на другой – печальную. Посадив ребенка себе на колени, возьмите ложку с веселой физиономией и говорите всякие веселые слова, пойте смешные песенки, рассказывайте забавные стишки. А потом возьмите ложку с печальной физиономией и соответственно измените тон вашего голоса, выбирайте грустные интонации. Звуки вроде «бу-бу» или «уа-уа» нравятся маленьким детишкам. Спросите малыша, какой голос он хочет услышать – веселый или печальный. Дайте ему ложку, и пусть он «скажет» что-нибудь. Постарайтесь реагировать как можно эмоциональнее, учите кроху выражать свои чувства, это очень пригодится ему в будущем.
Мария Барабаш
|